Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Мои сценарии [9]
Сценарии спектаклей, концертов, праздников
Мои сказки [1]
Сказки про ноты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ! Сайт О. Г. Харитоновой Воскресенье, 28.04.2024, 22:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

"Царь с царицею простился..."

«ЦАРЬ С ЦАРИЦЕЮ ПРОСТИЛСЯ…»

Текст к концерту, посвященному 200-летнему юбилею А.С. Пушкина

(1999 г.)

 

         Царь с царицею простился,

         В путь-дорогу снарядился.

         И царица у окна

         Села ждать его одна…

         Нет ни одного человека, родившегося в России, который бы не знал этих строк. Но когда в первый раз он услышал имя Пушкина, наверно, не вспомнит никто.

         Потому что Пушкин входит в нашу жизнь так же, как входит в нее небо, земля, воздух, голоса родных, - с самого раннего детства. Каждый ребенок уже с двух-трех лет знает и про «ткачиху с поварихой», и про «кота ученого», и про золотую рыбку, и про злого Черномора. Каждый малыш покажет в детской книжке портрет поэта и назовет его «Пушкин».

         И как жизнь открывается человеку постепенно, так и восприятие Пушкина меняется – становится глубже, осмысленней. С его героями мы расстаемся и встречаемся много раз. В детстве знакомимся, в юности вместе с ними переживаем дружбу и непонимание, первую любовь и разлуку.

         Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

         О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,

         Воспоминание, рисуй передо мной

         Волшебные места, где я живу душой.

         Леса, где я любил, где чувство развивалось,

         Где с первой юностью младенчество сливалось

         И где, взлелеянный природой и мечтой,

         Я знал поэзию, веселость и покой…

         Мы взрослеем – и приходят «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Борис Годунов». Находим новый смысл в давно известных строках, перечитывая пушкинскую лирику. И воспринимаем Пушкина как своего современника! Трудно, просто невозможно представить, что прошло уже два века со дня его рождения! Настолько современнее он многих известных поэтов XX века.

         Помните,  у Окуджавы: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа».

         Сколько вдохновенных строк посвящено самому поэту! Евтушенко назвал Пушкина «родиной русской поэзии»: «Живое лицо Пушкина… проступало своими отдельными чертами то в Тютчеве, то в Баратынском, то в Лермонтове, то в Некрасове, то в Блоке. Ахматова, казалось, была выдышана Пушкиным, как легкое торжественное облако. Пушкинская мелодия улавливалась и в тальяночных «страданиях» крестьянской музы Есенина, и в эллинских аккордах лиры Мандельштама. Пушкина хватало на все поэтические инструменты».

         Можно признавать или не признавать любого поэта, но только не Пушкина: это все равно, что не признать свою Родину, свой народ. Недаром Достоевский сказал: «Не понимать русскому Пушкина, значит, не иметь права называться русским. Пушкин не угадывал, как надо любить народ, не приготовлялся, не учился. Он сам вдруг оказался народом».

         Поэт, не дорожи любовию народной,

         Восторженных похвал пройдет минутный шум;

         Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

         Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

 

         Ты царь: живи один. Дорогою свободной

         Иди, куда влечет тебя свободный ум,

         Усовершенствуя плоды любимых дум,

         Не  требуя наград за подвиг благородный.

 

         Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

         Всех строже  оценить умеешь ты свой труд.

         Ты им доволен ли, взыскательный художник?

         Доволен? Так пускай толпа его бранит

         И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

         И в детской резвости колеблет твой треножник.

 

         И долго буду тем любезен я народу,

         Что чувства добрые я лирой пробуждал,

         Что в мой жестокий век восславил я свободу

         И милость к падшим призывал.

        

         Сколько статей, многотомных научных трудов написано о Пушкине! Казалось бы, все давно изучено! Но чем больше становится известно, тем больше загадок и новых тайн преподносит он своим биографам и исследователям.

         Ведь жил Пушкин вдвое, даже втрое быстрее, чем живем все мы. Он за 37 лет прошел такой огромный путь, столько выстрадал и накопил такой громадный нравственный опыт, что и по сей день является эталоном во многих областях духовной жизни России. Пушкин – это мера таланта, мера патриотизма, мера чистоты и искренности чувств.

         О Пушкине нам интересно все. Любой новый найденный в архивах автограф или портрет человека, на первый взгляд, не очень значительного в его судьбе, уточненная трактовка даже одного-единственного слова или строки его произведения – все вызывает чуть ли не сенсацию. Пушкин – это целая историческая эпоха. «Окружение Пушкина» - понятие почти безграничное. В одном из справочников перечислено более двух с половиной тысяч имен его современников, с которыми Пушкин был знаком!

         Но как бережно надо относиться к имени Пушкина, чтобы не оскорбить его памяти и памяти близких, любимых им людей! Подчас некоторым журналистам и писателям изменяет чувство меры, когда они касаются личной жизни Пушкина, не особенно утруждая себя глубокими изысканиями и размышлениями. Особенно часто достается Наталье Гончаровой. Хотя известные пушкинисты, например, Николай Раевский, Юрий Лотман, пишут, что духовный облик ее был гораздо сложнее и глубже вопреки сложившемуся и все еще бытующему мнению.

         В одной из телепередач, в интервью журналиста А. Караулова с выдающимся режиссером музыкального театра Борисом Покровским, прозвучала цитата из частной переписки Пушкина. В комментарии журналиста было сказано: Пушкин – и написал так грубо и пошло!.. Борис Покровский ответил ведущему:  «Моя мать сказала бы мне на это: «Какой же ты подлец, что читаешь чужие письма…»

         Не множеством картин старинных мастеров

         Украсить я всегда желал свою обитель,

         Чтоб суеверно им дивился посетитель,

         Внимая важному сужденью знатоков.

 

         В простом углу моем, средь медленных трудов,

         Одной картины я желал быть вечно зритель,

         Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

         Пречистая и наш божественный спаситель –

 

         Она с величием, он с разумом в очах –

         Взирали, кроткие, во славе и в лучах

         Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

         Исполнились мои желания. Творец

         Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

         Чистейшей прелести чистейший образец.

 

         Ни один поэт или писатель ни в одной стране не обогатил национальное искусство в такой степени, как Пушкин. Так, более полутора веков создается музыка на стихи и сюжеты Пушкина. Это более 3000 произведений, созданных композиторами различных художественных школ, национальностей, эпох.

         Пушкин в музыке – тема безграничная. Первые музыкальные опусы рождались еще в стенах Лицея, их авторами были начинающие композиторы – друзья юного поэта. Однако известность в музыкальных кругах Пушкин приобрел благодаря модной кантате А. Верстовского «Черная шаль», которую распевали повсюду. В одном лишь упрекали автора музыки – в том, что он расходует свой дар на произведение «не слишком высокого вкуса» (подразумевалось стихотворение Пушкина!).

         Вслед за Верстовским на Пушкина обратил внимание и другой известный композитор – Александр Алябьев.

         «Золотой век» пушкинской поэзии в музыке открывает М.И. Глинка. Не случайно музыкальный критик Г. Ларош назвал Глинку «музыкальным Пушкиным». Все русские композиторы учились у Глинки слышать музыку в стихах Пушкина – он остается «зеркалом пушкинского чтения» и в своих романсах («Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья!»,  «Признанье», «Адель»), и в гениальной опере, созданной по юношеской поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

         С именем Пушкина связаны самые высочайшие достижения в русской музыке. Разве можно представить себе А. Даргомыжского – без опер «Русалка» и «Каменный гость», М. Мусоргского – без «Бориса Годунова», Н. Римского-Корсакова – без «Золотого петушка» и «Сказки о царе Салтане»,  А. Бородина – без элегии «Для берегов Отчизны дальной», несмотря на то, что это единственное  произведение композитора на стихи Пушкина.

         В младенчестве моем она меня любила

         И семиствольную цевницу мне вручила;

         Она внимала мне с улыбкой, и слегка

         По звонким скважинам пустого тростника

         Уже наигрывал я слабыми перстами

         И гимны важные, внушенные богами,

         И песни мирные фригийских пастухов.

         С утра до вечера в немой тени дубов

         Прилежно я внимал урокам девы тайной;

         И, радуя меня наградою случайной,

         Откинув локоны от милого чела,

         Сама из рук моих свирель она брала:

         Тростник был оживлен божественным дыханьем

         И сердце наполнял святым очарованьем.

 

         Пушкин озарил собой весь девятнадцатый век, мы так и называем его теперь – пушкинский. Но и по сей день Пушкин остается самым любимым и  читаемым поэтом в России. И еще не одно столетие потомки будут повторять вслед за Ф. Тютчевым его крылатую фразу о Пушкине: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!».

 

         …Здравствуй, племя

         Младое, незнакомое! не я

         Увижу твой могучий поздний возраст,

         Когда перерастешь моих знакомцев

         И старую главу их заслонишь

         От глаз прохожего. Но пусть мой внук

         Услышит ваш приветный шум, когда,

         С приятельской беседы возвращаясь,

         Веселых  и приятных мыслей полон,

         Пройдет он мимо вас во мраке ночи

         И обо мне вспомянет.

                                                                                                             Ольга Харитонова 

  

Категория: Мои статьи | Добавил: Хельга (23.06.2020)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024