Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Мои сценарии [5]
Сценарии спектаклей, концертов, праздников
Мои сказки [1]
Сказки про ноты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ! Сайт О. Г. Харитоновой Среда, 25.04.2018, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА М. П. МУСОРГСКОМУ

 

                  КОЛОКОЛ ПАМЯТИ

        В селе Кареве Псковской области на самом высоком в округе холме на постаменте-колоколе возвышается могучая фигура М. П. Мусоргского. Ветер словно раздувает складки его крылатки. Великий глашатай будущего, стоит  он среди неоглядных просторов родных полей. Внизу под горой серебрится гладь Жижицкого озера.

         Мало кто знает, что памятник мог остаться лишь на бумаге, а чуть ниже холма, на месте, где когда-то стояла усадьба отца композитора, в которой и родился Модест Петрович, должно было появиться некое деревянное  строение, не имеющее никакого отношения ни к творческим принципам композитора, ни к его личности.

         Появлению в Кареве в 1989 году памятника, достойного великого композитора, предшествовала многолетняя борьба людей, неравнодушных     к судьбе отечественной культуры, с деятелями, которые, прикрываясь высокими лозунгами, не только ничего не делали для увековечения памяти композитора, но и всячески этому препятствовали, пытаясь навязать абсурдные решения. 

          СТЕЛА

         Первым памятным знаком композитору была стела, установленная летом 1971 года, на ней было написано: «Здесь, в селе Карево 21 марта     1839 года родился великий русский композитор  Модест Петрович Мусоргский». Она  была поставлена по инициативе Полины Ефимовны Ивановой, секретаря местного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

         В местных органах власти  идею не поддержали. П. Е. Иванова обратилась в мастерскую по изготовлению памятников в Великих Луках. На  неофициальную просьбу откликнулись истинные патриоты: по эскизу скульптора С. Н. Тарасова была изготовлена стела, художник Е. Минин сделал на ней барельеф. 

 

         За гражданский поступок П. Е. Ивановой был объявлен... выговор.

          К сожалению, до настоящего времени стела не уцелела.

 

          МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

         В 1968 году в Жижицкой средней школе по инициативе директора Алексея Ивановича Качнова был создан музей. (Жижица — это поселок         с железнодорожной станцией в Куньинском районе Псковской области, расположенный в трех  километрах  от Карева.) Почитатели таланта Мусоргского, приезжая на его родину, пытались найти какие-нибудь сведения о композиторе и шли, конечно, в школу. Алексей Иванович понял, что его долг — сделать первый, самый ответственный шаг. Он выделил два класса под школьный музей, вместе с учениками и преподавателями начал собирать информацию, проводить экскурсии.

         Дело так быстро продвигалось, что уже в 1970 году музей получил статус государственного. В 1972-м во флигеле чудом уцелевшей барской усадьбы в селе Наумове,  принадлежавшей деду композитора, а затем его матери Юлии Ивановне Чириковой, была открыта экспозиция «Жизнь и творчество М. П.  Мусоргского»,  в бывшей людской – выставка «Быт крестьян XIX века». В 1979 году, к  140-летию со дня рождения, был восстановлен главный усадебный дом –  двухэтажный деревянный особняк    с мезонином, белыми колоннами и парадным входом.

         Перед зданием был установлен бюст М. П. Мусоргского работы скульптора А. М. Измалкова.        

         Музей возглавила Татьяна Семеновна Ермакова — решительная, энергичная, умная, не боящаяся никаких преград. На территории, отданной заповеднику, было снесено сорок две (!) захламлявшие ее постройки             — склады, сараи, ветхие дома. В экспедициях по окрестным деревням было собрано множество предметов старины.  В оранжерее был устроен зимний сад. Парк в усадьбе приобрел прежний вид. 

         БОРЬБА ДВУХ ПРОЕКТОВ

         Усадьба ожила,  деятельность музея налаживалась. Но    приходилось тратить время и нервы на бюрократическую волокиту. Вопросы, связанные     с общей концепцией заповедника,  решались не в его пользу.

         Об этих проблемах я узнала от Татьяны Семеновны Ермаковой              в 1985 году, когда  приехала писать статью для журнала «Музыкальная жизнь». С тех пор бывала там много раз. Возила  учеников, выставку детских рисунков на темы творчества Мусоргского, записывала народные песни, участвовала с друзьями в раскопках фундамента усадьбы отца композитора в Кареве и т. д.

         Татьяна Семеновна воспринимала все, связанное с именем Мусоргского, так близко к сердцу, словно была давно знакома                           с композитором. Она показала эскиз памятника, принадлежащего скульптору В. Х. Думаняну и архитектору  А. В. Степанову, а затем —  скорее  чертеж, чем проект,  художницы Т. Н. Воронихиной, который настойчиво навязывали  музею вышестоящие организации. Первый передавал всю мощь личности композитора, на втором был изображен деревянный куб, не имеющий никакого смысла.

         Виктор Хачатурович Думанян, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации, родился в 1926 году в Баку, в 1944 году окончил Центральную музыкальную школу при Бакинской консерватории по классу виолончели, затем в 1954 году Московский государственный художественный институт имени

 В. И. Сурикова. Любовь к музыке воплотилась в его работах, героями которых стали выдающиеся музыканты мира: Моцарт и Шопен, Бах и Прокофьев, Бетховен и Шостакович, Скрябин, Коган и другие. Произведения скульптора хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее.

         В. Х. Думанян  передал в дар городу Великие Луки, где после Великой Отечественной войны была открыта музыкальная школа имени  М. П. Мусоргского, бюст композитора.

         Т. С. Ермакова возражала против проекта Т. Н. Воронихиной. Она не могла смириться с формальным отношением к памяти гения. «Завиднее всего спокойная совесть...» - могла она повторить вслед за Мусоргским.

 

         КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ

          Однажды Татьяна Семеновна подала мне идею написать коллективное письмо о необходимости утвердить проект памятника, который соответствует концепции развития заповедника. Подписать его должны были истинные друзья музея, которые не отказались бы открыто высказать свою позицию.

         Не теряя времени, я написала текст, не дожидаясь, пока на  очередном заседании зачеркнут все усилия Т. С. Ермаковой и других деятелей культуры. Затем встречалась с выдающимися исполнителями, чтобы получить их подписи.

         Оригинал с автографами я отнесла в редакцию газеты «Известия». Материал под  названием «Будущее музея Мусоргского» был опубликован 26 июля 1985 года. Письмо имело большой резонанс. Многострадальный проект скульптора В. Х. Думаняна наконец был утвержден.

          Приведу фрагмент письма, которое уже давно стало историей.

         «Музей М. П. Мусоргского на родине композитора под Великими Луками — это музей-заповедник, в который входят три села — Карево, Пошивкино и Наумово, связанные с именем композитора.                            В сохранившейся до  наших дней усадьбе матери композитора  в Наумове и размещается основная экспозиция.

            Казалось бы, жизнь музея налажена: поиски новых документов, научная работа, экскурсии — обычные музейные будни. Пять лет назад было принято постановление Совета Министров РСФСР                            о благоустройстве и развитии музея Мусоргского. Началась большая и серьезная работа.

            Однако выявились диаметрально противоположные позиции относительно будущего музея, которых придерживаются его коллектив,   с одной стороны, и, с другой, —   автор проекта, художник Ленинградского комбината живописно-оформительского искусств  Т. Н. Воронихина. Уже много лет, как ни странно, автор проекта отказывается прийти к общему с коллективом музея решению, по существу зачеркивает результаты его многолетней работы. Большинству имеющихся уже материалов места попросту не найдется. Экспозицию «Жизнь и творчество Мусоргского», которую по логике вещей следовало бы разместить в усадьбе, автор проекта предлагает оформить... в амбаре. А ведь это ключевая тема музея!

            Другой пример. В Кареве, где родился Мусоргский, ведутся археологические раскопки — по сохранившимся фундаментам должны быть восстановлены усадебные постройки. Проект же предлагает до восстановления усадьбы поставить на каревском холме деревянный куб — сруб из бревен, без крыши, со входами-выходами в каждой грани. Что даст уму и сердцу этот символ?

            В долгих спорах о будущем музея на первое место ставится стремление сделать его оригинальным, современным. Но будет ли он  <...>  верно отражать дух творчества Мусоргского?

            ...Через четыре года во всем мире будет отмечаться 150-летие со дня рождения М. П. Мусоргского.

К этому времени должен быть открыт достойный его музей-заповедник».

         Под письмом стояли подписи: «Н. Дорлиак, профессор Московской государственной консерватории,

Е. Нестеренко, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Е. Образцова, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, С. Рихтер, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР».

         Святослав Теофилович Рихтер не раз бывал в Кареве и Наумове, играл в «белом» зале  на белом рояле, который подарил музею заслуженный артист СССР В. М. Луканин, для местных жителей и простых посетителей, например для молодых ребят из Москвы, которые летом во время отпуска приезжали в Наумово восстанавливать флигель. С. Рихтер был истинно народным артистом, он выступал не только в престижных концертных залах, но и  в российской провинции.

                        

         Нина Львовна Дорлиак высоко ценила творчество Мусоргского, ее исполнение вокальных произведений композитора остается образцом по сей день. О новостях музея она знала от мужа, Святослава Теофиловича.

         Елена Васильевна Образцова выступала в юбилейном концерте к 140-летию композитора. В беседах с представителями местной власти  твердо настаивала на том, что памятник должен стоять на горе в Кареве, а не              в болотистой низине в Наумове, как постановил главный архитектор района.

               

         Особая роль в истории музея принадлежит Евгению Евгеньевичу Нестеренко, можно сказать его ангелу-хранителю. Он был участником различных комиссий в Пскове, Великих Луках, улаживал дела музея в Москве. Вел огромную переписку. Вернувшись с гастролей, из аэропорта мчался на вокзал, садился в поезд Москва — Великие Луки и рано утром сходил на тихой станции Жижица, где поезд стоит всего две минуты, чтобы привезти в музей все новые и новые записи, автографы, книги, афиши, фотографии, документы.

                

 

         ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА В ГОД МУСОРГСКОГО

         27 октября 1988 год Евгений Нестеренко, Николай Некрасов и академический оркестр русских народных инструментов  Гостелерадио СССР провели в Концертном зале имени П. И. Чайковского творческую встречу. Гонорар был направлен на возведение памятника Мусоргскому.

             

         1989 год был объявлен ЮНЕСКО годом Мусоргского, эта организация выделила средства на сооружение памятника.

         И вот в марте 1989 года состоялось долгожданное открытие. На торжественный митинг в Кареве собралось множество гостей из разных городов страны. На юбилей приехали и зарубежные гости. Например, Питер Манеура,  режиссер  телекомпании Би-Би-Си (он снимал фильм  о Мусоргском), а также крупнейший исследователь творчества Мусоргского из Великобритании Дэвид Ллойд-Джонс, дирижер новой в то время постановки «Бориса Годунова» в оригинальной авторской версии.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                     

         Евгений Нестеренко сказал на открытии памятника: «Это, наверно, первый случай, когда произведение скульптуры сооружается среди полей, лесов, просторов Жижицкого озера, как знак любви, преклонения, внимания, которые мы испытываем к Модесту Петровичу Мусоргскому — русскому композитору, оказавшему огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Побывав на каревском холме, где он часто любовался прекрасными окрестностями, понимаешь глубокие истоки его творчества... Памятник получит еще много оценок искусствоведов, музыкантов и просто любителей искусства за необыкновенно удачное, точное решение, которое, помимо таланта, вдохновения, стоило большого мужества и стойкости!  Я считаю этот день одним из самых лучших в моей жизни», — завершил искреннюю речь Евгений Евгеньевич, и к его откровенному признанию мысленно присоединились все, кто имел отношение к той давней истории.

         Ровно четверть века  прошло с тех пор, как был поставлен памятник. Четверть века напоминает он о славе русского гения и вселяет оптимизм и веру в будущее. «Художник верит в будущее, потому что живет в нем...»     — говорил Модест Петрович Мусоргский. 

                                                                                                                                                                                                              Ольга Харитонова

Материал опубликован в Сборнике докладов Международной научно-практической конференции, посвященной Году культуры в России, 175-летию со Дня рождения М. П. Мусоргского, 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусств города Москвы ГБОУ ДОД г. Москвы "ДШИ им. А. С. Даргомыжского". Москва, 2014 год)

 

   

Категория: Мои статьи | Добавил: Хельга (28.03.2014) | Автор: Ольга Харитонова E W
Просмотров: 2193 | Теги: Н. Л. Дорлиак, Наумово Псковской области, Е. Е. Нестеренко, В. Х. Думанян, памятник в Кареве, М. П. Мусоргский, С. Т. Рихтер, Е. В. Образцова | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2018