Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Мои сценарии [9]
Сценарии спектаклей, концертов, праздников
Мои сказки [1]
Сказки про ноты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ! Сайт О. Г. Харитоновой Пятница, 19.04.2024, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои сценарии

ВАСИЛИЙ КАЛИННИКОВ: "Я музыку люблю до безумия..."

ВАСИЛИЙ КАЛИННИКОВ:  «Я МУЗЫКУ ЛЮБЛЮ ДО БЕЗУМИЯ…»

                                        К 150-летию со дня рождения композитора

                                       Сценарий литературно-музыкальной композиции

27 апреля 2016 г.

ДШИ имени В.С. Калинникова

 

1. Вас. Калинников. Антракт ко второму действию из музыки к драме «Царь Борис» А. К. Толстого. Переложение для фортепиано в четыре руки  Т. Н. Билибиной.

ВЕДУЩИЙ 1

        Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года (13 января - по новому стилю) в селе Первый Воин Орловской губернии. Отец его, Сергей Федорович, происходил из духовного сословия, но служил становым приставом Мценского уезда (на современном языке – участковым полицейским). Мать Ольга Ивановна была дочерью регента.

        Василий был первым ребенком в семье, позже появились на свет еще трое сыновей и дочь.

        Калинниковы квартировали в усадьбе Петра Новосильцева – в прошлом московского вице-губернатора, общественного деятеля. В молодости он общался с Александром Сергеевичем Пушкиным, к нему в имение в Первый Воин приезжал Лев Толстой, часто бывали Иван Тургенев и Афанасий Фет, жившие неподалеку.

ВЕДУЩИЙ 2 (от лица Василия Калинникова)

        Из писем Калинникова.

         «Тургеневское Спасское от нас в нескольких верстах, и я там маленьким неоднократно бывал с покойным отцом, который иногда посещал Тургенева».

        «Я ведь здесь родился и прожил почти до 15 лет: каждый кустик, каждая дорожка в парке или тропинка в лесу будят массу воспоминаний и навевают какое-то мирное настроение. Немножко грустно всегда становится от воспоминаний…»

ВЕДУЩИЙ 3

Дворянских гнезд заветные аллеи. 
Забытый сад, полузаросший пруд. 
Как хорошо, как все знакомо тут! 
Сирень, и резеда, и ипомеи, 
И георгины гордые цветут. 
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот. 
За рощей чуть горит луны эмаль. 
И в сердце молодом встает печаль. 
И слышен чей-то странный, грустный шепот. 
Кому-то в этот час чего-то жаль. 

(К. Бальмонт)

2. Вас. Калинников. «Русское интермеццо» (фортепиано)

ВЕДУЩИЙ 4

        Из воспоминаний Вячеслава Пасхалова, ученика и друга композитора.

        «Все Калинниковы очень любили музыку. Музицирование в их доме было постоянным занятием. Василий Сергеевич приобщился к музыке в раннюю пору своей жизни. Он и его брат Виктор росли, окруженные музыкальной атмосферой.

        У Сергея Федоровича была ручная гармония, и Вася рано научился играть на ней. На домашних вечеринках, происходивших довольно часто, Васю сажали на высокую табуретку, давали ему в руки инструмент, бывший чуть ли не больше его самого, и он с увлечением играл вальсы, польки, кадрили из русских песен. Эта игра наполняла гордостью сердце юного музыканта».

        Отец также учил его играть на гитаре.

       3. Вик. Калинников. «Тень-тень». Вокальный ансамбль

ВЕДУЩИЙ 3

        «В селе Воин на талантливого мальчика обратил внимание земский врач Александр Васильевич Евланов – страстный любитель музыки и театра. Это был добрейший человек… Он любил скрипку, недурно играл на ней и был первым учителем Василия Сергеевича на этом инструменте. Он же и познакомил его с началами нотной грамоты, а затем и с музыкальной литературой…»

         Он оказал большое влияние на Калинникова, руководил его чтением, давал ему книги. В доме Евланова часто устраивались домашние концерты.

        Однажды в усадьбе вспыхнул сильный пожар, и десятилетний мальчик от пережитого потрясения стал заикаться. Первое время он почти не мог говорить и во время школьных занятий отвечал на вопросы письменно. Зато когда начинал петь, его дыхание сразу становилось спокойным и ровным.

        Когда Василий Сергеевич стал взрослым, то «мало обращал внимания на этот недостаток, не стеснялся его и любил поговорить».

     4. Вик. Калинников. «Киска»

ВЕДУЩИЙ 5  

        У Василия Калинникова был хороший голос, с детства он пел в церкви. (Отец композитора создавал духовные хоровые коллективы везде, где ему приходилось служить.)

        В Орловской духовной семинарии, где Василий проучился четыре года, 18-летнего юношу даже назначили регентом! В «Русской музыкальной газете» была напечатана заметка о «стройном пении семинарского хора под управлением Василия Калинникова».

        Детство в Первом Воине и годы учебы в Орле были самым счастливыми периодами в жизни композитора.

ВЕДУЩИЙ 1

В стройных звуках льются песни

Гармонической волной;

По душе волшебно ходят

И проходят с быстротой.

 

Полечу я вслед за ними;

Погружуся в них душой;

В очарованном забвеньи

Позабуду мир земной.

 

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!

(Алексей Кольцов)

     5. Вик. Калинников. «Журавель». Вокальный ансамбль

ВЕДУЩИЙ 6

        Знакомые нам с детства песни, только что прозвучавшие в  концерте,      написал брат Василия Калинникова – Виктор.

        Василий Сергеевич всегда опекал своего младшего брата, в чем-то заменяя ему отца,  заботился об его образовании. На деньги, заработанные частными уроками, Василий купил Виктору скрипку. Именно благодаря его стараниям Виктор Сергеевич тоже стал известным композитором.  Он сочинил множество хоровых, духовных произведений, был преподавателем в музыкально-драматическом училище и в Московской консерватории, дирижером оркестра и заведующим музыкальной частью Московского художественного театра.

ВЕДУЩИЙ 2

        1884-й год.  Из письма Василия Калинникова отцу.

        «Да! Вот и исполнилась моя заветная мечта. Я - студент консерватории. За три учебных дня я уже немного успел зарекомендовать себя пред профессором сольфеджио.Он задавал всем слушающим разные темки, проигрывал их в смежной комнате на рояли три раза подряд, а мы должны были положить по слуху их на ноты. Для меня это пустяки, ибо Вы сами знаете, что я писал с слуху целые пьесы и страницы. Поэтому я с первого же разу писал их на ноты и подавал раньше всех. Другие же, в особенности прекрасный пол, ужасно врали и просили профессора повторять тему чуть не 10 раз. Профессор удивился и  меня похвалил.

        Только трудно будет по фортепиано, ибо я неправильно постановлен и меня начинают учить с азов. Приходится ломать свои пальцы и просиживать над этим довольно долго, так что вряд ли я успею к святкам подготовиться по фортепиано на второй курс…»

     6. Вас. Калинников. Ноктюрн (фортепиано)

ВЕДУЩИЙ 7

        В 1884 году Василий Калинников поступил в Московскую консерваторию в классы сольфеджио и элементарной теории музыки. Но плата за обучение оказалась непосильной и продолжить там образование он не смог. С января 1885 года он переходит в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. (Так назывался тогда будущий  Государственный институт театрального искусства – ГИТИС.)

        Там у Калинникова появилась возможность учиться бесплатно, как студенту, обучающемуся игре на фаготе - духовом инструменте, входящем в состав симфонического оркестра.

        В училище царили передовые взгляды на искусство и образование. Калинников занимался теорией музыки, композицией, контрапунктом, оркестровкой

        Секреты гармонии постигал Василий Сергеевич у Семена Николаевича Кругликова, известного педагога, благодаря которому он и стал профессиональным музыкантом. Тот относился к Василию по-отечески тепло, заботился о нем, помогал переносить трудности.    Вскоре они стали друзьями на всю жизнь. Кругликов бескорыстно помогал Калинникову, который с 26 лет был тяжело и неизлечимо болен, помогал, чем только мог. Организовывал сбор средств на лечение, поддерживал его своими письмами. Их переписку, и вообще письма Калинникова, можно читать как роман.

      7.  П. И. Чайковский. Слова А. Плещеева. Легенда. Вокальный дуэт

ВЕДУЩИЙ 8

        Бедность, нужда преследовали Василия Калинникова. Приходилось давать уроки пения, заниматься перепиской нот.

ВЕДУЩИЙ 2

        «Иногда сидишь без гроша и питаешься одним чаем с калачом». «Опять я тощ, как Кащей...»

ВЕДУЩИЙ 8  

        Денег не хватало, чтобы брать напрокат рояль, это стоило 4 рубля в месяц. Юноша вставал в 5 утра и уходил в училище заниматься до десяти часов, пока не начиналась репетиция оперы.

        В то время большинство студентов жили на 50-75 рублей в месяц, Василий умудрялся тратить только 20 рублей, живя впроголодь.

ВЕДУЩИЙ 2

        «Если правду сказать, то я за это время даже мало голодал-то, какие-нибудь 5 дней не обедал – и только. Я легко это переношу». 

ВЕДУЩИЙ 8

        На одном из переводных экзаменов присутствовали директор императорских театров поэт Аполлон Майков, драматург Александр  Островский и сам Петр Ильич Чайковский! 

ВЕДУЩИЙ 2

        Из письма Калинникова – отцу.

        «Я хотя не трус, но все же мурашки по коже бегают, когда вваливается весь этот синклит и требует нашего брата неопытного еще артистика на цугундер».

ВЕДУЩИЙ 8

        На сольфеджио Калинников поразил всех. Получил оценку ПЯТЬ С ДВУМЯ ПЛЮСАМИ. Потрясенный директор Шостаковский вызвал Василия в кабинет и предложил ему немедленно сдать окончательный экзамен по этому предмету. Тут же был собран художественный совет и экзамен состоялся. Ему поставили 5, на этом занятия по сольфеджио были закончены.

     8. Вас. Калинников. Стихи А. Кольцова. Романс «Я желал бы свои песни…»

ВЕДУЩИЙ 4

        В 1892 году Василий Сергеевич Калинников окончил полный курс Музыкально-драматического училища и получил звание свободного художника. Свободы, конечно, он никогда не знал. Бесчисленные уроки в частных школах Москвы (он бегал в прямом смысле по четырем школам, находившимся в разных концах города!)… Игра на литаврах и  фаготе, репетиции в театре «Парадиз», разучивание партий с артистами оркестра… Организация концертов Филармонического общества… И другие изнурительные обязанности отнимали у композитора много сил и времени.

        Но Калинников был молод – ему было 26 лет. И он не позволял себе предаваться унынию. Тем более что к тому времени он был уже счастливо женат на Софье Ливановой, дочери священника города Дмитровска Орловской губернии. Там одно время служил отец композитора. Когда Василий познакомился с Софьей Николаевной, ей было 14 лет. Она смотрела на будущего студента консерватории с восхищением. Она тоже очень любила музыку и неплохо играла на фортепиано. Василий и Софья часто играли в четыре руки.

ВЕДУЩИЙ 2

        «Музыка и Соня – это все. Эта девушка окончательно заполонила меня. Если бы Вы знали, что это за художественная и симпатичная натура. Любовь ее ко мне безгранична; она живет мною, моею жизнью и согласна для меня хоть прямо в ад. Мне кажется, что я ее не стою… Соня мне часто пишет, и какие письма – вот где мелодия души высказывается. Вот где можно почерпнуть энергию, силу, любовь к жизни и к труду».

ВЕДУЩИЙ 4

        В июле 1888 года состоялась свадьба. Московская семья Калинниковых теперь состояла из трех человек: Василия, Софьи и Виктора. Привезли Сонин рояль, купленный для нее в свое время Василием в Москве.

        Казалось бы, все складывалось счастливо. Но работа без отдыха и голод не могли не сказаться на здоровье музыканта. Он впервые сильно заболел. С тех пор болезнь не отпускала его.

        Софья была с мужем до самого последнего его вздоха, терпеливо перенося все удары судьбы. Калинников умер в 1900 году, Софья Николаевна - в 1940-м…

        Она работала пианисткой в Московском художественном театре, воспитательницей в детском доме. Жила в Брянске, потом многие годы – в родном Дмитровске, где и похоронена. Она прожила много лет после смерти любимого мужа в одиночестве. 

     9. Вас. Калинников. Элегия. Фортепиано

        ВЕДУЩИЙ 7

        Неожиданно в жизни Калинниковых наступил небольшой просвет. Композитора взял под свою опеку Савва Мамонтов, владелец Частной оперы, меценат, поддерживавший художников. Калинников был единственным музыкантом, которому покровительствовал Мамонтов.

        Он заказал ему оперу «В 1812-м году» на собственное либретто и стал платить ежемесячную стипендию 150 рублей больному автору.

         На его средства двадцатисемилетний Калинников переехал с женой в Ялту, где был мягкий климат и ему легче дышалось. Здесь он прожил последние семь лет своей жизни.

         Но талант его не угасал, а становился, наперекор недугу, все ярче и уверенней. В 1895 году была закончена знаменитая Первая симфония (соль минор). Благодаря усилиям друзей она была исполнена в Киеве в 1897 г., дирижировал Александр Виноградский.

         Симфония буквально ворвалась в музыкальное пространство того времени, прославив имя Калинникова не только в России, но и во всем мире.

        «Это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее ни играл, всем нравится», - писал дирижер композитору из Вены.

        Имя Василия Калинникова служило  в конце XIX – начале XX века символом русского симфонизма! Известны даже курьезные случаи. Однажды Сергей  Прокофьев за границей после исполнения собственного сочинения услышал, как кто-то из слушателей воскликнул: «Браво! Настоящий Калинников!» Прокофьев, конечно, оскорбился, бросил партитуру и в гневе удалился.

         Когда Рахманинова в Америке постоянно сравнивали с Калинниковым, он тоже обижался.

ВЕДУЩИЙ 5   

Но вот они сошлись, соединяясь

В могучее сообщество оркестра,

И только палочка всесильного маэстро,

Как перст судьбы, указывает ввысь.

Туда, туда, где звучные миры,

И нету им числа, и нет предела.

О, этот дирижер, он знает дело.

Он их в такие выси вознесет!

Туда, туда, все выше, все быстрей,

Где звездная неистовствует фуга…

Метет метель.  Неистовствует вьюга.

(Юрий Левитанский)

     10. Вас. Калинников. Скерцо из Первой симфонии.  Переложение для струнного ансамбля и фортепиано

ВЕДУЩИЙ 2

        «Я музыку люблю до безумия… и не могу без нее жить, труд меня еще не утомил, и я жажду его. А все же я страдаю  потому, что не имею самого необходимого – средств  к жизни. Грустно!  Что-то  будет дальше. А как хочется жить и трудиться! Что, если не хватит сил?!»

        «Хочется жить, работать и хоть что-нибудь хорошего сделать в жизни – оставить после себя хоть маленький след. Музыку, как Вам известно, я страстно люблю, ей я посвятил свою жизнь».

ВЕДУЩИЙ 3

        Из воспоминаний дирижера А. Виноградского.

        «Когда замолкли последние звуки мощной симфонии, на вызовы публики вышел автор – тщедушный чахоточный юноша. Публика была поражена контрастом этой внутренней необыкновенной силы в слабом больном теле. И что же, через несколько дней Калинникову, без моего ведома, собрано было около двух тысяч рублей, чтобы дать ему возможность поехать на юг и работать дальше».

        Кругликов написал в газете «Новости дня» об исполнении симфонии в Киеве: «Овации и вызовы автора начались уже после скерцо, которое было повторено, как и анданте. По окончании симфонии бурные овации возобновились».

     11. Вас. Калинников. Вокальное трио «Приди ко мне». Переложение для струнного ансамбля

ВЕДУЩИЙ 5

       Работа над оперой прервалась, так как по стечению обстоятельств Мамонтов не мог больше платить стипендию композитору.

        В последний год в Ялте Калинникова навещали Гречанинов, Чехов, Рахманинов, артисты Московского художественного театра. Калинникову было трудно писать, но он вел большую переписку с друзьями и родными, диктуя письма жене. Ведь приходилось целыми днями лежать. К вечеру поднималась высокая температура. И все же, насколько хватало сил, он продолжал  работать над оперой.

ВЕДУЩИЙ 2

        В октябре 1899 года Калинников пишет Мамонтову:

«У меня теперь стоном стоит в голове 2-й акт (сцена народного подъема духа в усадьбе). Так вот и сел бы за нотную бумагу и писал бы, писал свои нотные каракули, но…  Это теперь положительно невозможно».

ВЕДУЩИЙ 5

        Иногда Калинников подходил к роялю и брал на нем Ми-мажорное трезвучие, свой любимый аккорд. И это повышало ему настроение…

     12. А. Глазунов. Отрывок из балета «Барышня-крестьянка». Фортепиано

ВЕДУЩИЙ 4

        Весной 1900 года от Чехова, находящегося в Ялте на лечении, Сергей Рахманинов узнал, что здесь в полной нищете, существуя на пожертвования друзей, доживает свой короткий век Василий Сергеевич Калинников. На следующий же день Сергей Васильевич порадовал своим визитом Калинникова и его жену Софью Николаевну.

ВЕДУЩИЙ 2

        Из письма В. Калинникова – С. Кругликову.

«Был у меня Рахманинов... Доставил мне огромное удовольствие своей игрой, от которой я всегда получаю высокое наслаждение. Играл, между прочим, свою «Судьбу» на апухтинские слова, петую с таким успехом Шаляпиным. Его посещениям я очень рад, и они освежают меня. Большой он талант».

        «Рахманинов очень мило со мной держится, часто навещает меня и дружески беседует. Иногда садится за фортепиано и знакомит меня в своей превосходной передаче с новыми произведениями Глазунова, Танеева, Аренского и др. Я очень люблю его слушать, особенно после столь продолжительной музыкальной голодовки».

ВЕДУЩИЕ 4, 1, 8

Он уезжал осенним утром ранним,

Была береза белая, как мел.

Он уезжал. Весенний вихрь мелодий

В его душе метался и гремел.

Земля родная провожала сына,

Тонула даль в тумане, как в дыму.

Покачивала гроздьями рябина

И низко кланялась ему.

Как будто знала: больше не вернется,

Как будто верил он, что свет зари родной

На все его мелодии прольется

И обернется песенной волной.

Уехал он к разливу южной сини,

Шумел, гремел порывистый прибой,

А в сердце пела, плакала Россия,

 И звали звезды Севера домой.

Симфоний темы ветры напевали,

В них звон ручьев и шелест рослых трав,

Полей орловских пасмурные дали

И говор думчинских дубрав.

Смотрел на кипарисные аллеи,

И больно, больно думалось тогда ему,

Что ничего на свете нет милее

Родных полей в лазоревом дыму.

(Василий Катанов)

     13. С. Рахманинов. Прелюдия До мажор. Фортепиано

ВЕДУЩИЙ 1

        Жизненный и творческий путь Василия Калинникова закончился на пороге нового столетия, 29 декабря 1900 года, его похоронили в Ялте 31 декабря 1900 года. Он словно передал традиции русской классической музыки Рахманинову, Аренскому, Гречанинову  и другим композиторам, перешагнувшим в двадцатый век.

        И все же не стоит связывать имя Калинникова только с трагической нотой. Да, он мог бы сочинить гораздо больше, если бы судьба не была к нему так жестока. Но послушайте его музыку! В ней есть все: и мечты, и радость, а главное – свет, надежда, глубина чувства!

        Он прожил счастливую жизнь, потому что в ней были Музыка и Любовь!

ВЕДУЩИЙ 7

Глаза прикрою - и мгновенно, 
весь легкий, звонкий весь, стою 
опять в гостиной незабвенной, 
в усадьбе, у себя, в раю. 
…По потолку гудит досада 
двух заплутавшихся шмелей, 
и веет свежестью из сада, 
из глубины густых аллей. 
Неизъяснимой веет смесью 
еловой, липовой, грибной: 
там, по сырому пестролесью, - 
свист, щебетанье, гам цветной! 
А дальше - сон речных извилин 
И сенокоса тонкий мед. 
Стой, стой, виденье! Но бессилен 
Мой детский возглас. Жизнь идет. 
С размаху небеса ломая, 
Идет... ах, если бы навек 
остаться так, не разжимая 
росистых и блаженных век!

(Владимир Набоков)

14. Вас. Калинников. Полонез на темы из симфонии соль минор. Переложение для двух фортепиано в восемь рук  Т. Н. Билибиной

ВЕДУЩИЙ 1

        Концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Василия Сергеевича Калинникова, окончен! 

                

                                                                                               Текст сценария  О. Харитоновой

                                                                             Концерт состоялся 27 апреля 2016 г.

 

Ведущие – учащиеся 6 класса ДШИ имени В.С. Калинникова:

  1. Королькова Полина
  2. Панарин Василий
  3. Ходакова Ирина
  4. Фомина Татьяна
  5. Кузнецова Анна
  6. Безгина Василиса
  7. Нефедова Александра
  8. Кайдалова Наталия

 

 

 

Категория: Мои сценарии | Добавил: Хельга (09.10.2016) | Автор: Харитонова Ольга E W
Просмотров: 1748 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024